12 октября 2012 был реализован очередной впечатляющий проект неутомимого Романа Евгеньевича-- на этот раз- по осенней посадке  гимназистами фруктового сада. Гимназия поддержала идею и выделила средства,  Марина Игоревна Абашкова (мама наших гимназистов) на своей машине вместе с Романом Евгеньевичем привезла из магазина Ботанического Сада  саженцы. Были куплены 11 саженцев яблони и  груши (для справки: цены на саженцы 350-650 руб), перчатки, удобрения, секатор, лопата и даже садовый вар. Еще пять лопат Роман Евгеньевич "достал" в разных организациях. Для разбивки сада в парке "Дружба" в управе "Левобережный" был согласован участок земли на зеленом травянистом пустыре рядом с управой.

Итак, ученики 9-го класса были сняты с занятий после 5-го урока и в сопровождении Романа Евгеньевича, учительницы географии Светланы Петровны и классного руководителя Владимира Борисовича, вооружившись лопатами, двинулись к управе. В управе нас приветливо встретили, наградили вкусными пирогами с капустой и провели к земельному участку. Телевидение оказалось не оперативным и на это событие никак не откликнулось. Зато машина Марины Игоревны уже подвезла к управе саженцы.

Погода была самая посадочная- пасмурно и прохладно - градусов 6 по шкале Цельсия. (Сколько это будет по Фаренгейту? по Реомюру? по Кельвину?)

Начался урок садоводства и труда на открытом воздухе. Роман Евгеньевич (в дальнейшем будем для краткости обозначать  Р.Е.), окинув опытным взглядом ландшафтоведа  участок, предложил посадить сад в несколько ярусов- высокие растения в северном ряду, далее к югу, в шахматном порядке, - более низкие. Важно было не сажать саженцы близко к уже растущим деревьям.

Первым делом, конечно, разметка сада. Решительным жестом Р.Е. отметил место первой ямы, затем отшагал 6 метров и указал место второй ямы и т.д. Далее следовало научить копать ямы. Владимир Борисович  (для краткости в дальнейшем -В.Б.) показал как снимать дерн с поверхности ямы. Кстати, размер ямы 1 м на 1 м, глубина -порядка 1 м. В реальности ямы были поуже и помельче. В первом северном ярусе оказались 4 ямы. Копать их начали Никита Козырев, Саша Сударев, Антон Костяшкин и Сеня Пшеничников. Девочкам штыковых лопат не хватило, но они очень рвались копать, периодически им это удавалось.

Очень быстро Никита вырыл первую яму. По этому поводу все подбежали к этой яме. Началась показательная посадка первого саженца. Это очень важный трудовой навык. Недаром русские люди говорят, что любой мужчина должен в своей  жизни воспитать сына, построить дом, посадить дерево.  Первым делом,  в центре ямы надо сделать небольшой земляной холмик, вокруг которого надо будет расправить корни саженца. Но посадить дерево надо обязательно на определенной глубине- шейка корня должна быть на уровне поверхности земли. Чтобы контролировать это условие поперек ямы мы положили рейку. Все фотоаппараты были  направлены на это тайнодействие -посадку первого саженца. Дерево подогнано по глубине посадки, корни расправлены, вбит колышек для поддержки, началась обсыпка корня землей. Когда земли в яме было уже много Р.Е. ногами притоптал землю для более плотного прилегания. Ура! Первое дерево посажено!

Все с воодушевлением вернулись к своим ямам. Самую гигантскую яму копал Сеня, ему пришлось несладко. Нелегко с первой ямой было и Саше с Антоном. Никита тем временем закончил вторую.

Тут подключились и девочки - они стали замерзать , а ,как оказалось, снятие дёрна очень быстро согревает. (Работа А, по законам физики, переходит в количество теплоты Q).  Перечислим имена этих героинь - София Решетилова, Соня Абашкова, Лиза Беляева, Настя Максимова.

Светлана Петровна (С.П.) продолжала четко руководить разметкой сада, Р.Е. помогал по очереди всем, В.Б. много фотографировал и периодически копал ямы (и даже вошел во вкус этой нелегкой и, казалось бы,  неблагородной работы).

Наступил критический момент - дети захотели есть. Но, к счастью, «управские» пирожки с капустой оказались а) большими, б) многочисленными, в) вполне съедобными. Если вы думаете, что поедание пирожков принесло только положительный результат, то вы ошибаетесь. Дело в том, что после это Саше и Антону расхотелось копать.  Педагогические усилия Р.Е., С.П. и В.Б. несколько поправили дело - эти мальчики были направлены в управу за водой, ведра тоже пришлось попросить в управе. Тем временем работа завершалась - Никита выкопал последнюю яму, В.Б. составил план посадок - мы должны знать, что мы посадили.  А посадили мы вот что: яблони сортов Белый Налив, Грушовка, Папировка, Роженская, Строевка, Антоновка, груши сортов Августовская Роса и Памяти Яковлева. Еще 3 саженца не имели бирок с именем.

Были смешные эпизоды: Соня Абашкова  поливает из детской леечки большой саженец; Лиза Беляева прыгает на лопату, чтобы вогнать ее в землю; в одну из ям Р.Е. насыпал столько удобрений, что судьба саженца может оказаться печальной.

Местные пенсионеры периодически подходили к нам, благодарили за самоотверженный бесплатный труд, давали многочисленные советы (иногда дельные). Проходивший мимо рыбак посоветовал при посадке деревьев читать молитву "Отче наш". Одна старушка обещала охранять наш юный сад. Спасибо, добрые люди!

И вот последний - одиннадцатый саженец - занял свое место. Уставший Р.Е. подвязывает саженцы к колышкам. Групповое фото на память, мечты о майском цветущем саде, о вкусных компотах из его яблок и груш.

Усталые, но довольные (так обычно заканчиваются школьные сочинения) мы вернулись  в гимназию. Подготовка к ГИА по физике была окончательно сорвана.