Многие родители жалуются на то, что ребенок «невнимательный», «рассеянный», «плохо сосредотачивается» и пр. Зачастую это выявляется только в школе, при переходе к регулярному обучению с высоким темпом. Появляются пропуск строк при письме, неправильно списанное задание с доски, чрезвычайно медленный темп работы, частые замечания и «двойки по поведению» и т.п. Что же такое – внимание? Попробуем разобраться.

Внимание – когнитивный процесс (процесс познания), который обеспечивает готовность к восприятию стоящих перед человеком задач в соответствии с их приоритетностью, т.е. в акте внимания происходит упорядочивание информации и определение ее «важности», значимости для человека. Эффективность внимания у разных людей проявляются в разной степени. Она может быть оценена по следующим признакам:

1. Сосредоточенность, или концентрация, – выделение объекта и направление на него внимания; это «сила» внимания, уровень его интенсивности.

2. Устойчивость – сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем, или широта, – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

6. Рассеянность или внимательность, как характерологические свойства.

Эти параметры позволяют выделить основные ошибки, допускаемые детьми во время обучения. Итак, низкая способность к концентрации внимания может приводить к ошибкам по «невнимательности», пропускам букв, неправильно записанным примерам и пр. Причем это может происходить с первых минут работы, вне зависимости от степени усталости ученика. Слабая устойчивость внимания характеризуется частыми отвлечениями от выполнения задания, ученик часто получает замечания («не вертись», «смотри в тетрадь» и пр.). Ребенок хочет учиться, ему это интересно, но и вокруг много всего очень любопытного. Т.е. у детей не формируется приоритетность задач, он не выделяет главного в ситуации. Таким образом, каждое свойство внимания необходимо развивать, т.к. достаточная сформированность процессов внимания необходимое условие эффективности регулярного обучения.

Внимание поддается тренировке. Выделяются два вида внимания: произвольное (преднамеренное, содержащее в себе цель что-то воспринять и характеризующееся волевым усилием) и непроизвольное (непреднамеренное, без сознательной цели). Основные усилия обычно направлены на формирование произвольного внимания, т.к. оно является необходимым условием успешной деятельности, в том числе и учебной. Рассмотрим одну из многочисленных методик развития внимания, всех его свойств. Суть методики проста: необходимо разглядывать с ребенком картинки со множеством деталей. Например, такую:

Казалось бы, все просто. Однако есть определенная схема, которая поможет ребенку стать более внимательным, научит его анализировать изображение, сосредотачиваться на нем, переключать и распределять внимание, а также значительно увеличит объем воспринимаемых предметов.

Итак:

1. Покажите ребенку картинку и спросите: что здесь изображено? Ребенок начнет перечислять все предметы, которые он видит на картинке. Далее вам необходимо попросить его называть все эти предметы одним словом. «Т.е. кастрюля, сковородка и чайник – это посуда. А какую ты еще знаешь посуду? А стол – это посуда?». Т.е. необходимо добиться полного понимания ребенком узких и широких понятий (родовидовых отношений понятий);

2. На следующем этапе необходимо перейти к детальному анализу картины, используя при этом некоторому систему при разглядывании (например, обращаться к пространственным обозначениям – что находится сверху/снизу/справа/слева), т.е. обозначить все элементы в общем;

3. Далее задание еще более конкретизируется и можно попросить ребенка найти все большие или маленькие предметы, спросить, что выше или ниже какого-то ориентира и пр. Т.е. задавать вопросы относительно конкретного содержания картинки;

4. На следующем этапе необходимо включить игровой момент: «Давай теперь ты будешь задавать маме вопросы (задавать вопросы друг другу по очереди). Вопросы также являются развивающим моментом, т.к. отражают осознание ребенком смысла игры, понимание отношений между предметами. Вопросы можно придумывать свои, а можно воспользоваться уже имеющимися. Главное, сосредоточить интерес ребенка на картинке. Окончанием игры можно считать естественное угасание интереса ребенка. За один раз желательно использовать одну картинку, обсудив ее с ребенком как можно подробнее.

Таким образом, пользуюсь этой схемой и картинками, мы учим ребенка сразу многим вещам: рассматривать, обобщать, анализировать, тренируем все свойства внимания, развиваем пространственную ориентировку и пр.