Поступление в школу вызывает стресс даже у самых адаптивных, развитых и коммуникабельных детей. Отчего это происходит?

Причины могут быть как психофизиологические (особенности нервной системы), психические (особенности познавательной сферы), личностные (особенности характера, например), коммуникативные (способности общения со взрослыми и детьми), так и ситуативные: большое скопление людей 1 сентября, отсутствие четкого режима, мамина тревога и пр. Давайте подумаем, что мы можем сделать для наших детей сами, чтобы облегчить их адаптацию в школе.

  1. Рассказать, что такое школа, делая акцент на том, что там можно получать интересные знания и дружить с детьми. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось более цельное представление о школе;
  2. Учение может даваться с трудом. Не нужно скрывать от ребенка (каким бы развитым он не был), что в школе придется трудиться, чтобы получать знания и умения. Полезно привести пример достижения ребенка, который бы показал это наглядно: «Раньше ты не умел рисовать, когда был маленьким, а теперь у тебя замечательно получается. Но сначала ты плакал и не могу держать правильно карандаш, а теперь твои ручки очень умелые и многое умеют»;
  3. Объяснить, что в школе интересно не только учиться, но и общаться, вместе играть, дружить. Заострив на этом внимание, ребенок воспримет одноклассников не отстраненно, а как источник радости, ресурс для отдыха, положительных эмоций;
  4. Рассказать о правилах поведения в школе, на уроке и перемене. Объясните, как проситься в туалет, как просить объяснить еще раз материал, как сказать о голоде и жажде и пр. Обращайте много внимания на физиологические проблемы, т.к. в стрессовой ситуации дети о них забывают, а вспоминают зачастую слишком поздно;
  5. Дать представление о субординации, о том, как нужно обращаться к учителю;
  6. Честно сказать, что школа – это надолго, что ходить туда нужно будет каждый день, но потом возвращаться домой и отдыхать;
  7. Помочь найти способы общения с другими детьми: с помощью совместных игр (желательно обсудить, каких), игрушек (если их разрешают приносить в школу), приглашения в гости и пр.;
  8. После школы общайтесь с ребенком, интересуйтесь, чем он занимался в школе, что больше всего понравилось, что было трудно, с кем подружился и в какие игры играл, больше хвалите. Очень позитивно влияет на самочувствие и благополучие ребенка совместный досуг. Проводите выходные с ребенком, посещайте театры, парки, в общем, развлекайтесь. Это поможет почувствовать ребенку, что родители рядом, что он нужен вам. Семья дает самую мощную поддержку в преодолении трудностей;
  9. Выберите совместно с ребенком школьные принадлежности: карандаши, пенал, рюкзак и пр. Позвольте ребенку быть в этом процессе главным, это будет дополнительным приятным стимулом для начала школьного обучения;
  10. После возвращения из школы устраивайте ребенку маленькие радости: сгрызть яблоко по дороге домой, понести портфель и пр. Это помогает снять стресс, выйти из ситуации школьного обучения. Рассказывайте о своих новостях, делитесь чувствами («Я тоже грущу без тебя», «Мне тоже было трудно учиться», «Я жду твоего возвращения из школы» и пр.);
  11. Избегайте негативного обсуждения школы вообще во «взрослых» разговорах.

Этот перечень мер профилактики далеко не полон, его можно дополнять в зависимости от индивидуальности ребенка.